Исследования 2000-2002

Проектные идеи решений от экспертов

Проектная идея №1 "Создание центра "Семья" для работы с проблемными семьями"

Ольга Лавут: "..Что такое центр "Семья?". Там работают специалисты: есть группа психологической поддержки, есть стационар, куда может придти женщина, которая выпивает, и мать с ребенком, и просто ребенок. Там есть социальные работники, которые домой ходят с семьей работать. Т.е. очень хорошо продуманная, очень хорошо организованная система, которая реально работает..." Есть опыт работы по подобному проекту Гусаровой в Самаре, и М.Терновской в Москве. "..."Право ребенка" занимается сейчас тем, что помогает устраивать семинары по распространению опыта Гусаровой и Терновской. Т.е. в принципе, способы исправления ситуации есть. Надо просто этим заняться..."


Проектная идея №2 "Временное размещение ребенка в семью"

Л.Н.Васельчук: "...Все дети живут в детских домах, они абсолютно не имеют опыта социализации, т.е. адаптации к жизни. И вот сейчас пришла тенденция, я рада, что в Твери это происходит, в Смоленске мы будем этим заниматься: передать детей хотя бы на лето в семьи. В семьи воспитателей, или просто обратившись к населению того места, где находится детский дом. Люди с удовольствием бы брали, но с учетом того, что жизнь очень тяжелая, прокормить одного ребенка 2-3 месяца это достаточно сложно. Но из детского дома ребенок может что - то с собой взять. Допустим, какую то часть продуктов могут дать, шампунь, мыло, что - то на ребенка может идти по бюджету..."


Проектная идея №3 "Переустройство быта детского дома"

Н.М.Гавриленко: "...Есть детский дом в Смоленске, например, там они берут и создают условия максимально приближенные к семье. У них нет общих палат. Каждая семья детей живет отдельно: Мальчики, девочки, разных возрастов - как в семье. Спрашивают: "А как с туалетом? Ну, мы же обходимся как то. Не обязательно же М и Ж надо писать..."


Проектная идея №4 "Информирование общественности о возможных формах устройства детей сирот"

С.И. Пронина: "...Очень многие люди говорят, что впервые услышали от нас, что оказывается можно взять ребенка на время, что за это можно получать какие то деньги. Мы издали свои книги, издали брошюры по формам семейного устройства. Нужно проводить выходы на большие предприятия, просто в организации для того, чтобы рассказать: "Да, вы можете взять ребенка. Можете взять на время. Не обязательно усыновление". Потому что все думают, что ребенка можно только усыновить. Есть очень хорошие программы по выходу в детские дома людей, чтобы установились просто контакты..."


Проектная идея №5 "Создание независимой системы для решения проблемы жестокого отношения с детьми в учреждениях"

С.И. Пронина: " Часто считается, что сиротские учреждения недоступные, закрытые. Очень много безобразий и жестокого обращения с детьми твориться именно по этой причине. И среди наших программных идей - идея общественного контроля, независимого, т.е. возможность посетить любое учреждение и говорить с детьми без взрослых для того, чтобы понять, какие там существуют проблемы. Нам очень приятно, что это наша идея о создании Федерального уполномоченного по защите прав детей и при нем независимая общественная инспекция. Много вы видите рекламной продукции, которую можно было бы распространять среди детей, куда им можно позвонить конкретно в той или иной ситуации? У нас же никто не знает телефоны опек, кто руководитель этой опеки. А в первую очередь они должны заниматься проблемами и семейных детей, и детей в учреждениях, т.к. они являются представителями органов местного самоуправления и они отвечают за детей. Не только дети, но и взрослые то иногда не знают, что делать. Звонят нам: "А что нам делать? Куда обратиться?" В Московской области нужна такая работа..."


Проектная идея №6 "Создание экстренной помощи"

М.М.Айрумян: "...наиболее незащищенный слой - сироты инвалиды. И здесь есть проект экстренной помощи, чтобы детям не дать стать инвалидами, получить такой диагноз, а выйти во вторую группу просто сирот, где вероятность быть усыновленными или устроиться в фостеровскую семью - больше. По моим расчетам одномоментно в России около 7-8 тысяч детей нуждаются в помощи. Поэтому, чтобы грамотно подойти к этому есть такой начальный этап рекогносцировки. Сделать так - выбрать общую массу, базу данных по Минздраву, всем клиникам, по медицинским учреждениям, решающим определенные проблемы, российским и зарубежным, и по актуальности паталогий, чтобы было ясно - куда направить усилия, и так далее, с возможностью введения критериев - тех, кто срочно нуждается, тех, кто не очень. Плюс к тому стартовое лечение четырех детей..."


Проектная идея №7 "Избежание установления диагноза инвалидности у ребенка"

М.М.Айрумян: "...необходимо поддерживать программы профилактики. Подобная программа действует в Екатеринбурге. Что они делают? Создали бригаду, - психолог, хирург и т.д. И выезжали туда, где рождался ребенок с лицевыми дефектами. Как правило, эти дети все становились сиротами. А в Екатеринбурге это избежали..."


Проектная идея №8 "Детские деревни SOS"

О.Михайлина: " ...Это улучшенный вариант детского дома. Это коттеджи, в каждом из которых живет так называемая семья. С детьми постоянно проживает женщина, которая не имеет собственных детей, подразумевается, что весь свой потенциал материнства она должна реализовать на этих детях. Жизнь смоделирована по образу и подобию обычной семьи, т.е. дети ходят в школу, после обеда приходят домой, вместе готовят уроки, вместе ведут хозяйство. В семье от восьми до двенадцати человек. Здесь соблюдается одно из главных условий социальной адаптации - значимый эмоциональный контакт..."


Проектная идея №9 "Патронатное воспитание с целью адаптации детей сирот"

М.Елисеева: "...я ЗА патронатное воспитание, которое практикует Мария Терновская на базе детского дома 19. Ребенок отдается в семью. И родители, и ребенок находятся под постоянным наблюдением психологов, социальных педагогов. Родители проходят специальный тренинг. Организация помогает с оформлением документов, решает всевозможные проблемы, которые возникают. Ребенок поступает в этот детский дом, потенциальные приемные родители ходят присматриваются к этому ребенку, общаются с ним, потом начинают его брать на выходные, и в конце концов ребенок переходит жить в семью. Новые родители выполняют роль воспитателей и получают заработную плату..."


Проектная идея № 10 "Организация выездного лагеря для детей"

М.Елисеева: "...Мы выезжаем с детьми в загородный пансионат. В этом году выезжало тридцать человек детей. Цель поездки - это объединение детей. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя одной семьей, одной командой. Во время лагеря дети рисуют, участвуют в театральных играх, лепят, посещают бассейн...".


Проектная идея №11 "Команда клоунов, которая состоит из детей сирот"

М.Елисеева: "...у нас есть команда клоунов, которая состоит из детей сирот. Мы ездим с ними в детские больницы и в интернаты, в хосписные семьи, в которых дети находятся на последней стадии рака. Дети сами готовят свои костюмы. Все это основано на том, чтобы человек мог почувствовать, что он может кого - то рассмешить, принести радость другим, что - то сделать для тех, кому очень плохо..."


Проектная идея №12 "Создание детского благотворительного кафе"

М.Елисеева: "...Мы разрабатываем проект, который является большой мечтой: детское благотворительное кафе. Там будут работать выпускники детских домов, интернатов. Они смогут приобретать всевозможные знания и опыт, привыкать к дисциплине, учиться обращаться с деньгами. Помимо работы дети смогут заниматься искусством. Каждый месяц мы будем посвящать какой - то нации, например Франции. В этот месяц будет звучать французская музыка, на ребятах, которые работают, будут французские костюмы, которые мы сможем изготавливать у нас в студии. Помогать со стилем нам будут наши друзья из - за рубежа: испанцы, французы, японцы и т.д. При кафе будет своя пекарня ..."


Проектная идея №13 "Программа направленная на развитие образования в сиротских учреждениях"

Команда педагогов, выезжающая в детские дома для занятий с детьми по программам: "…Мы работаем по четырем типам программ: Первая: Помощь в домашнем задании; Вторая: Помощь тем, кто учится в экстернате и живет в детском доме; Третья: Программы роста (то, что за рамками школьных программ). Четвертая: Программа по подготовке выпускников учреждений для детей сирот, для поступления в ВУЗы ..."