Исследования 2000-2002
Пути решения. Экспертный взгляд
Наталья Михайловна Гавриленко, директор
Людмила Николаевна Васельчук, ведущий специалистом центра, психолог
Знобищева Татьяна Викторовна, специалист по связям с общественностью
Областной центр диагностики и консультирования, г. Москва
Лучше, конечно, не просто помогать продуктами, скажем, не просто одеть и обуть детей, а дать им возможность, руководству, что-то самим сделать, как-то расти, изменять отношение к ним. Изменить взаимоотношения внутри детдома с потребительских настроений на рабочие. Может быть, нужна какая-то другая образовательная организация, которая будет работать с этими детдомами, с коллективом детдомов, чтобы дать им понятия, что нужно делать, как нужно привлекать ресурсы. Чтобы изменилось видение проблем, чтобы дети были не только накормлены, но и выйдя за пределы детдома были более адаптированы, более подготовлены к общественной жизни. Сейчас дети сильно изолированы.
Светлана Пронина:
Вы знаете, здесь надо вести очень серьезную работу с педагогическим коллективом детского дома. И в первую очередь, это должны быть какие-то психологические тренинги. Очень часто у нас воспитатели не так хорошо подготовлены с профессиональной точки зрения: знание детской психологии, иногда возникают такие моменты только потому, что люди не умеют объяснить те или иные поступки детей. И когда ситуация такая происходит в учреждениях, то речь идет уже о том, что этот педагогический коллектив, его нужно обновлять. Дети не бегут из хороших учреждений, как показывает практика. Может один быть плохой воспитатель, ну два, но когда весь коллектив ...
Ирина Архангельская:
Детским домам часто помогают руководители администрации, магазины. Сами детские дома большой активности не проявляют. Очень сильный фактор иждивенчества - они ждут, что им придут и дадут. Они не проявляют инициативы типа - вы знаете, у нас есть такая идея, мы знаем как ее реализовать ... И возможно для них было бы очень хорошо организовать какое-нибудь мероприятие, где можно было бы их собрать и организовать специализированное мероприятие, тренинг по тому как исключить иждивенческий фактор.
Ольга Михайлина, руководитель программы;
Ирина Ерза, консультант по социальной работе,
Евгения Антропова, координатор грантовых программ
Грантовая программа ARO
Следует отметить и такую форму работы, как детские деревни SOS. Это улучшенный вариант детского дома. Дети таких деревень тоже нуждаются в адаптации, но некоторые условия для того, чтобы она проходила на территории деревни, уже созданы. Это коттеджи, в каждом из которых живет так называемая семья. С детьми постоянно проживает женщина, которая не имеет собственных детей, подразумевается, что весь свой потенциал материнства она должна реализовать на этих детях. Папы в такой семье нет. Жизнь смоделирована по образу и подобию обычной семьи, т.е. дети ходят в школу, после обеда приходят домой, вместе готовят уроки, вместе ведут хозяйство. В семье от восьми до двенадцати человек. Здесь соблюдается одно из главных условий социальной адаптации - значимый эмоциональный контакт. Но, на наш взгляд, все эти условия можно создать и в интернате, все зависит от взрослых: насколько они понимают проблему, какова их позиция, как они настроены по отношению к данной проблеме.
Задержка в развитии ребенка начинается в доме ребенка. Самыми трудно-адаптируемыми детьми являются те, кто раньше всех попал в эту закрытую государственную систему. Их путь начался в системе сиротства - в доме ребенка. Одна из наших организаций грантополучателей разработала проект по системе раннего вмешательства и коррекции системы развития с тем, чтобы обеспечить детей шансом на усыновление или на нормальное развитие и адаптацию в обществе. Эта организация успешно работает на базе дома ребенка № 9 в г.Москве.
Ольга Лавут:
Сейчас одна из форм, которая очень пропагандируется (в Москве уже существуют такие семьи и сейчас пытаются в других регионах внедрить, например, в Новгородской области) это патронатная форма устройства детей сирот. Когда есть центр на базе детского дома, где есть специалисты, но при этом дети живут в семьях. Они поступают сначала в детский дом, где проходят какую-то адаптацию, им подбирается семья, а родители в этой патронатной семье считаются патронатными воспитателями. Т.е. они работают, получают зарплату. Они работают в этом детском доме воспитателями. При этом постоянный контроль идет со стороны детского дома, т.е. постоянная психологическая или социальная помощь.
Мария Елисеева:
Я очень ЗА патронатное воспитание, которое практикует организация Марии Терновской на базе 19 детского дома. Ребенок отдается в семью. И родители и ребенок находятся под постоянным наблюдением психологов, социальных педагогов. Родители проходят специальный тренинг. Организация помогает с оформлением документов, решает всевозможные проблемы, которые возникают. Многие интернаты отказываются от такой формы работы, они не хотят передавать своих детей в этот детский дом. Но есть также и те интернаты, которые сотрудничают. От них берется ребенок, живет в этом детском доме, потенциальные приемные родители ходят присматриваются к ребенку, общаются с ним, и потом начинают его брать на выходные, и в конце концов ребенок переходит жить в семью. Я бы очень хотела, чтобы все интернаты перешли на такую форму работы. Новые родители, выполняют роль воспитателей и получают заработную плату.
Светлана Пронина:
И вот сейчас пошла тенденция, я рада, что и в Твери это происходит, и в Смоленске мы будем этим заниматься, передать детей хотя бы на лето в семьи. В семьи воспитателей или просто обратившись к населению того места, где находится детский дом. Люди с удовольствием бы брали, но с учетом того, что жизнь очень тяжелая, прокормить одного ребенка 2-3 месяца это достаточно сложно. И вот в Смоленске мы этот проект осуществляем только после того, как мы нашли спонсорские деньги и за ребенка мы будем выплачивать какую-то сумму.
И еще другой вопрос - Много Вы видите какой-то такой рекламной продукции, которую можно было бы распространять среди детей, куда им можно позвонить конкретно в той или иной ситуации?
Для этого тоже спонсорские средства нужны. В Норвегии, в Швеции - там есть уполномоченные по правам детей - каждый ребенок знает телефон этого уполномоченного, он всегда может туда обратиться. И это будет не телефон доверия. Ну, кто же будет жаловаться здесь же, у себя, по телефону доверия? Тут нужна совершенно независимая структура. У нас же никто не знает телефоны опек, кто руководитель этой опеки. А в первую очередь они должны заниматься проблемами детей и семейных, и детей в учреждении, т.к. они являются представителями органов местного самоуправления и они отвечают за детей. Не только дети, взрослые то иногда не знают. Звонят нам: "А что нам делать? Куда обратиться?" И в Московской области нужна такая работа.
Михаил Михайлович Айрумян, заслуженным врачом России, президент Ассоциации
Российская Ассоциация сиротских учреждений
Если кто-то добрый решил дать что-то, он от себя это отрывает, отдает, и говорит - отчитайся! И я, как руководитель учреждения, начинаю выкручиваться - а как мне отчитаться красиво… Ведь я все равно буду закрывать дырки государственного котла, а деньги мне надо было пустить на совершенствование и развитие. Сегодня я вижу другую схему. Пусть я бизнесмен и я не разбираюсь в тонкостях этого дела, но у меня есть советник, которому я доверяю. И я этого советника прошу претворить в жизнь какую-то программу в учреждении. И от этого, от успешности реализации программы зависит следующий транш. И заодно мы переориентируем. Ты директор, ты хочешь, - ты делай! Тебе мешает гороно, или начальство, - найди с ним язык. Но ты делай. Чтобы деньги не шли в яму, в общую государственную повозку, которая тянет не туда.