Исследования 2000-2002
Проблемы детских учреждений. Экспертная оценка
Ольга Лавут, руководитель
российское представительство американской благотворительной организации "Детская сеть "Светлячок"
Сейчас такое количество детей сирот: пару лет назад эта цифра превышала количество детей-сирот после Второй Мировой войны в России. Эта цифра включает в себя не только физических сирот - детей, у которых родители умерли, а и социальных сирот. У которых родители лишены родительских прав постоянно ли, временно ли.
Система устройства детей сирот в России включает в себя несколько этапов: есть дома ребенка, детские дома и интернаты. В доме ребенка (от 0 до 4-х лет) решается будущее, судьба ребенка. Если считается, что он более-менее умный, нормальный, то он отправляется в детский дом, где он будет получать образование. Если ребенок считается с дефектами, то он отправляется в интернат, где он будет скорее всего не обучаем. При чем очень часто в эти интернаты, которые считаются для умственно отсталых детей, туда отправляются дети, у которых только физические недостатки. Именно потому, что эта система не предусматривает возможность обучения детей с физическими недостатками, но при этом умственно полноценных. И сейчас последние лет десять появилась еще такая вещь, как приют. Это учреждение в системе социальной защиты населения, функция которого взять ребенка временно, который не может жить дома по каким-то причинам. И ребенок находится в приюте в среднем полгода. За это время должен определиться его статус: либо он вернется в свою родную семью, с которой должна быть проведена какая-то работа, либо его родители будут лишены родительских прав, и он будет отправлен дальше в сиротское учреждение. Но, к сожалению, эта система, которая должна работать с его родной биологической семьей и обеспечивать возвращение ребенка в родную семью, она работает очень плохо. И наоборот, в некоторых случаях, система, которая должна лишить родителей родительских прав работает очень плохо. Очевидно, что все соседи знают, что эта мать ребенком не занимается, не кормит его, пьет и т. д. Если ребенок до сих пор находится дома, где о нем не заботятся родители, то для того, чтобы этих родителей лишить родительских прав, надо, чтобы участковый милиционер ходил и собирал показания соседей и т.д. А участковому милиционеру в "лом" это делать. И доходит до жутких трагических ситуаций, когда никто ничего не хотел делать, а ребенок в результате гибнет.
Мария Елисеева, директор
Региональная общественная организация Центр художественных способностей детей сирот "Дети Марии"
Сейчас ни у кого не возникает сомнения, что ситуация с детьми сиротами критическая. Мы видим, как девочки, выпускницы интернатов оказываются на панели, мальчики попадают в криминальные структуры. Дети, которые не способны даже заварить себе чай, оказываются выброшенными в жизнь совершенно к этому не подготовленными. Интернаты, конечно же, стараются подыскать детям работу, научив их какой то незамысловатой профессии с очень низкой заработной платой, но девочке выпускнице очень быстро становится понятно, что можно привести кого-нибудь в свою комнату в коммуналке или же в квартиру, и таким образом заработать. Эти девочки потом приходят к нам, приносят своих младенцев, потому что им некуда больше деваться. Дети, с которыми мы начали работать восемь лет назад, рассказывают о нашей организации, и в результате девочки попадают к нам.
Светлана Пронина, помощник исполнительного директора
Региональная общественная организация по содействию в защите прав детей "Право ребенка"
Поэтому одна из основных проблем - это, конечно, очень слабое финансирование. До такой степени, что мне из Смоленской области заместитель Председателя комитета образования говорит: "У нас бюджетное финансирование на одного ребенка 25 рублей в день". Можете себе представить? У нас были случаи, когда нам просто звонили и говорили, что нам завтра нечем кормить детей. В Люберецком доме ребенка. И наши усилия были направлены, чтобы быстрей найти людей, которые могли бы помочь: на неделю, на две просто кормить детей. И это одна из форм помощи - мы не можем от нее отказаться. Потому что вся остальная работа, она меркнет, когда нам говорят: "Нам нечем накормить, нам не во что одеть детей". Поэтому направление гуманитарной помощи - оно должно всегда оставаться. Единственное что здесь очень важно, чтобы эта помощь дошла до детей. И здесь у нас есть свои определенные методы работы, есть определенная технология, как сделать так, чтобы это было у ребенка, т.к. манипуляций с гуманитарной помощью может быть очень много.
Ирина Архангельская, менеджер программы
Благотворительная программа "Новый день" (Программа "Новый день" организована АКБ "РОСБАНК" совместно с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ в 1999 году. Управляет программой CAF Россия)
Финансирование им нужно в основном на ремонт и на игрушки. Часто требуется мебель, которую просто приносят из дома. А еще, если детский дом специфический, например, с детьми с отклонениями развития, задержками развития, нужно специфическое оборудование. На какое-то у них хватает денег, но то, которое нужно, приобрести невозможно. Также часто приходят заявки от директоров детских домов ...
Ольга Лавут, руководитель
российское представительство американской благотворительной организации "Детская сеть "Светлячок"
Сейчас очень активно развивается семейная форма устройства детей сирот. В разных странах. И это правильно с многих точек зрения. Во-первых, это в интересах ребенка - пребывать семье, расти и воспитываться в семье, потому что в коллективе, особенно в таком, каковыми являются Российские сиротские учреждения, ребенок не может развиться всесторонне и поэтому огромный процент детей, выходящих из этих сиротских учреждений потом совершенно никак не может жить вообще. Очень большой процент и самоубийств, и дети не устраиваются в жизни, не находят работу, оказываются бомжами и .т.д. Просто, потому что система не умеет выращивать детей таким образом, чтобы они могли потом независимо жить. Кроме того, с точки зрения экономической для государства семейные формы устройства, они выгоднее.
Ольга Алексеева, директор
Российское представительство британского благотворительного фонда CAF
Мы финансируем целый ряд таких программ по программе АРО - семейное воспитание. И что важно - сейчас начал проявляться большой интерес к этому со стороны российского правительства, состоялся круглый стол Матвиенко специально посвященный этим вопросам! К семейным формам, наконец, стали хорошо относится. Есть проблема - министерства, которые не понимают, как это делать. И на федеральном уровне это очень сложно сделать. Но вокруг Москвы есть целый ряд благотворительных организаций, которые это делают.