Исследования 2000-2002

Интервью с главным инженером ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» Валентином Анатольевичем Стафиевским

Сегодня российским заповедным территориям трудно. Те средства, что достаются им из федерального бюджета, официально являющегося главным донором заповедников и национальных парков, мизерны. Их едва хватает на самое необходимое, ни о каком нормальном комплексном развитии территорий не может быть и речи. В этих условиях едва ли не на первый план выходит умение руководства заповедников и национальных парков найти состоятельных людей, которые не просто оказывали бы посильную материальную помощь, но при этом являлись искренними друзьями природы. К счастью, такие деятельные директора территорий есть, и у них в свою очередь уже появились крепко стоящие на ногах друзья. Александр Григорьевич РАССОЛОВ, директор Саяно-Шушенского государственного природного биосферного заповедника, стал победителем очередного конкурса заповедных менеджеров, организуемого Фондом Национальных Парков. За этим признанием директора, как современного руководителя, стоит в том числе и умение искать для заповедника хороших друзей. Один из таких друзей - Валентин Анатольевич СТАФИЕВСКИЙ, главный инженер ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего».

- Валентин Андреевич, для начала – немного о себе. Как оказались Вы в Красноярском крае, что для Вас он значит, как Вы относитесь к Природе вообще…

- Я сибиряк, родился в Новосибирской области. На енисейских гидроэлектростанциях работаю уже 32 года. Здесь живу я сам, здесь живут мои дети и внуки, и мне далеко не безразлично, что мы с точки зрения сохранения природы оставим своим потомкам. А ведь природа у нас уникальная…Вообще все, кто работает на Саяно-Шушенской ГЭС, - специалисты очень грамотные, в достаточной степени профессиональные. Они вполне могли бы жить в Москве, в центральных областях, но практически все они неравнодушны к работе и к той среде обитания, в которой они живут и работают. Полюбив душою местную природу, они даже в отпуска отсюда не уезжают, настолько прониклись здешними красотами. Конечно, в том, что природа края великолепна, не столь велика заслуга человека, - просто край наш пока еще мало освоен и обжит.

- Сегодня Саяно-Шушенская ГЭС – самая крупная в мире. Престижно, достойно, значимо с государственной точки зрения. Экологически безвредное производство. Все это так. Но вот создание соответствующего водохранилища, с Вашей точки зрения, отразилось ли на состоянии регионального природного комплекса?

- Да, в период строительства гидроэлектростанции были допущены некоторые отступления. В частности, в связи с тем, что для этой местности характерны очень крутые горные склоны, с гор не убрали лес. Этот лес, оказавшийся в воде, безусловно портит водохранилище. На самой-то ГЭС есть специальные защитные устройства, поэтому речь идет о том, чтобы очистить водохранилище от леса, и дать возможность развивать этот регион в рекреационных целях. Еще во времена СССР правительством страны было принято соответствующее постановление, но изменились времена, не стало ни СССР, ни его правительства, и мы остались с этой проблемой один на один, хотя водохранилище нам не принадлежит. Но мы нормальные люди, и прекрасно понимаем, что заниматься очисткой водохранилища от плавающего древесного хлама придется нам. Заметьте, речь идет не о деловой древесине, а именно о хламе, который даже в качестве дров использовать трудно: из него давно вымыты все смолистые вещества. Сейчас нами построен цех для переработки этой древесины, которую мы собираем в водоеме и достаем на берег, после чего древесную массу мы перерабатываем в древесный уголь. Производство весьма затратное. Хотя предприятие уже функционирует, еще 4 млн. необходимо вложить в поточную линию. Периодически возникает вопрос о том, повлияло ли строительство ГЭС на качество енисейской воды? Особенно в начале перестройки модно было писать о том, что гидроэнергетика воду портит. Ничего подобного! Мы заключили договор с независимой организацией «Гидромет», которая для нас делает анализ воды. Причем, не только в районе ГЭС. Мы рассекли Енисей на створы и берем пробы воды до водохранилища, в районе Кызыла, и после сброса. Теперь стало ясно, что водохранилище на качество воды в худшую сторону не влияет. Более того, по содержанию фенолов и некоторым другим параметрам вода после ГЭС имеет значительно лучшие параметры, чем та, которая к нам притекает. Мы имеем воду питьевого качества, которой сами с удовольствием пользуемся в быту.

Вообще вопросы, связанные с охраной природы, для руководства ГЭС находятся если не на первом, то уж далеко не на последнем месте. Только в прошлом году ГЭС сдана приемочной комиссии в промышленную эксплуатацию, и в долгосрочной программе перспективного развития предприятия вопросы охраны природы выделены в отдельный блок. Мы не считаем, что делаем для сохранения природы много. Мы хотим и будем вкладывать в охрану природы большее количество средств, хотя наши возможности достаточно ограничены и мы обязаны умещать свои расходы в соответствующие тарифы и нормы.

- Саяно-Шушенский заповедник соседствует с вашим гигантским предприятием. Взаимовыгодно ли это соседство? Чего уж греха таить, многие руководители стараются не замечать заповедных территорий и их проблем. Так спокойнее, да и затрат лишних удается избежать. Относится ли Саяно-Шушенская ГЭС к их числу?

- Даже тот факт, что оба наших предприятия имеют идентичное, но гордое наименование Саяно-Шушенских, заставляет задуматься и искать формы сотрудничества. Такое совпадение ведь совсем не случайно, поверьте! Безусловно, заповедник для нас значим, и мы ему стараемся помогать, чем можем. Когда возникает необходимость, выделяем свой флот для нужд заповедника. Стараемся исправно проплачивать коммунальные затраты заповедника. Такую помощь мы будем оказывать и впредь, но все это – вчерашний день наших взаимоотношений. Сегодня уже можно говорить о том, что наши отношения становятся цивилизованно продуманными. Можно ведь просто оказывать помощь, как придется, но в интересах дела такую помощь нужно организовать, в максимальной степени конкретизировав ее.

Перед Вами - программа взаимодействия наших предприятий на 10 лет вперед. Общая тема – «Мониторинг биологического разнообразия флоры и фауны в зоне действия гидроэнергокомплекса Саяно-Шушенской ГЭС на период 2002-2012 гг.». Запланированные работы позволят выявить:

- численность животных в ядре заповедника и его охранной зоны (в том числе снежного барса, рыси, медведя, северного оленя, марала, козерога, косули, кабарги, лося, кабана, соболя, норки, выдры, улара, глухаря и т.д.);

- состояние флоры, урожайность кедра в долине Саянского водохранилища;

- показатели предотвращенного ущерба по животному и растительному миру на территории заповедника. Вот к этому договору протокол согласования работ на 2002 год. Как видите, уже в следующем году размер нашей помощи заповеднику только по этой программе запланирован в 100 000 руб. Хочу подчеркнуть, что эта программа – всего лишь одно из направлений нашего взаимодействия. Будем стараться помогать комплексно. Если государство будет идти навстречу нашим чаяниям и сочтет нужным увеличить тарифы, то мы будем увеличивать и размеры нашей помощи заповеднику.

- Понятное дело, что желающих получить спонсорскую помощь от Саяно-Шушенской ГЭС достаточно. Очень приятно, что в числе тех, кому она оказывается, оказался государственный заповедник, но, все же, стоят ли за этой помощью какие-то свои амбиции, будь то, к примеру, желание улучшить имидж или стремление делать так, как делают другие?

Да уж, желающих получить от ГЭС материальную помощь более чем достаточно. Скажу, не кривя душой, что наша помощь заповеднику абсолютно искренна и бескорыстна. Никаких коммерческих интересов у нас нет и быть не может. Мы не стремимся получить с помощью этой благотворительности нужную закорючку в каком-либо документе, тем более не желаем поправлять свой имидж. Просто мы здесь живем и хотим вместе с заповедникам сохранить замечательную природу для себя и наших потомков. Конечно, это требует затрат. Одной же из главных причин нашей помощи заповеднику является наше с ним совместное желание сделать водохранилище привлекательным в рекреационном отношении, что в дальнейшем даст серьезную возможность заповеднику зарабатывать деньги самому.