Исследования 2000-2002

Интервью с председателем Совета директоров ОАО Барнаульский пивоваренный завод Андреем Андреевичем Солодиловым

- Андрей Андреевич, каким организациям вы оказывали поддержку?

- Вам за этот год?

- Ну, давайте за этот...

- А вы что, всех записывать будете?

- Не всех, но некоторых запишу, - говорю я, немало удивляясь, и начинаю записывать: АКОО "Молодежное Единство", попечительский совет школы-лицея N2 и школы-гимназии N85, Алтайская краевая организация "Одаренный учитель - одаренный ученик", Военно-патриотический клуб "Память", детский дом N6, краевой детско-юношеский фонд греко-римской борьбы, детский оздоровительный лагерь в поселке Власиха "Дзержинец", барнаульская городская общественная организация "Подросток", шахматный клуб Алтайского края и множество различных государственных учреждений. Да уж, список:

- А вам все равно на что давать деньги или существуют какие-то "критерии отбора"?

- Если ко мне приходят и говорят, что есть талантливый ребенок, который поет, танцует или еще что-нибудь делает, и нужно 10 тысяч рублей на его поездку в Москву для участия в каком-нибудь конкурсе - помогать не стану. Какой бы талантливый он ни был, у него есть родители. Если они не могут, то я уж тем более не могу им ни чем помочь. Я всегда придерживаюсь принципа "по одежке вытягивай ножки". Зато если ко мне прийдут из школы и скажут, что у них сломался один на всю школу ксерокс, я, естественно помогу, потому что им будут пользоваться все школьники. Представляете, сколько ксероксов можно починить на 10 тысяч рублей? Или, например, приходят из детского дома и просят на эту же сумму купить одежду для детей. Ну, так что лучше - чтобы какой-то один "талант" съездил куда-то на конкурс или чтобы хотя бы несколько ребятишек получили так необходимую им одежду?

- Но ведь у него талант!

- Знаете, я вообще не понимаю, почему я должен платить какому-то таланту, за то, что он талант. Ну и что? Мне-то от этого что? И вообще я противник того, чтобы помогать учащимся.

- А как же тогда "Одаренный учитель - одаренный ученик"?

- Здесь совсем другая история. Когда они пришли ко мне и рассказали о программе, я сказал однозначное "нет", потому что я не понимаю, почему я должен платить школьнику за то, что он хорошо учится. Он ведь не для меня учится, а для себя. Но была и вторая часть. Я могу помогать учителям, тем более одаренным. Ведь помогая учителям, я помогаю ученикам. Мне нет разницы, на что будут истрачены деньги, хоть на костюм новый, хоть на книги. Но от этого у человека улучшится настроение, и он будет думать не о том, чем дома накормить детей и где заработать больше денег, а о том, как интереснее преподнести новый материал школьникам. Ведь наши дети сегодня - это наша обеспеченная старость завтра. Мы выбрали 5 самых лучших, на наш взгляд, учителей, завели им пластиковые карточки и ежемесячно перечисляем на них деньги. Вот в этом и заключается наша помощь.

- А что вы можете сказать, например, об организации "Подросток"?

- Эти ребята мне понравились тем, что они не просили денег так, что "вы нам дайте". Раз дам, два дам, они и будут постоянно приходить. А у них иной подход. Когда ко мне пришел их руководитель, он сразу сказал, что вы нам дайте для развития, а потом мы сами будем зарабатывать, может быть, потом и вам пригодимся.

- Вы можете вспомнить свою первую реакцию, когда к вам пришли просить помощь?

- Нет, сейчас уже не вспомню. Вообще, у русских черта такая - помогать. Вот я и помогаю.

- Помогаете с удовольствием?

- Знаете, с удовольствием бы не помогал. Вообще складывается такое впечатление, что те, кто приходят, думают, что нам деньги девать некуда, а ведь у нас тоже бывает такое, что нет денег. То, что делаю я должно обеспечивать государство. А сегодня страна живет, потому что есть я, есть другой, а что будет завтра, когда нам будет 60? Я готов помогать учителям и врачам, потому что это наиболее незащищенные слои населения, а без здравоохранения и учителей у нас нет будущего, так как именно эти люди следят за здоровьем наших детей.

- Скажите, а каким организациям вы помогаете с большим желанием - государственным или некоммерческим?

- И тем и другим одинаково. Потому что и тех и других должно обеспечивать государство. Я не думаю, что кто-то из них не нуждается в помощи. Вот школа, например, это же государственное предприятие. А что с ней будет, если не помогать? То же самое и с некоммерческими организациями получается.

- Тогда что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы благотворителей, спонсоров, таких людей, как вы стало больше?

- Да ничего не надо делать. Благотворительность - это позыв души каждого. Либо этот позыв есть, либо нет.